Витражи на стекле своими руками, инструкция, как сделать витраж в домашних условиях

DIY ólomüveg üvegre, útmutatások az ólomüveg elkészítéséhez otthon

Содержание

История росписи по стеклу

Витражная роспись начинает свою историю с 10 века, когда появилось листовое стекло. Цветная мозаика не передавала мелкие детали, поэтому появление этой техники стало большим событием. В Средние века витражная роспись применялась только в соборах. Солнечные лучи, проходя через цветное стекло, создали волшебные блики и таинственные полутени. В эпоху Возрождения изображения стали более объемными и сложными по композиции. К сожалению, в ходе религиозных войн многие витражи оказались разбитыми, заказывать новые было слишком дорого, поэтому их надолго заменили обычными стеклами.

В 18-19 веках витражная живопись пережила новый подъем. В это время стекло выпускалось большими ровными листами, поэтому для художников открывался огромный простор. Тем более, что теперь в их распоряжении была широкая палитра масляных и силикатных красок. Окна стали походить на картины с захватывающими библейскими и светскими сюжетами. В 1840-х гг. в России даже открылся Императорский стеклянный завод, который выпускал витражи.

DIY ólomüveg üvegre, útmutatások az ólomüveg elkészítéséhez otthon

Витражные стекла

В конце 19 – начале 20 века стеклянные композиции утратили свою популярность, поскольку не вписывались в модный в то время стиль модерн. Кроме того, настало время войн и революций, и хрупкие произведения были больше неактуальны.

Новая волна интереса к витражной живописи возникла во второй половине 20 века, когда появилась необходимость в восстановлении разрушенных старинных зданий и церквей. На помощь художникам пришли новые технологии. Стекла стали безопасными, а краски – более яркими, устойчивыми к выцветанию, перепадам температур, осадкам. Неудивительно, что витражная роспись снова обрела популярность не только среди профессиональных художников, но и просто среди творческих людей, любящих рисовать.

Витражи художественные — технология создания

Фацетный витраж — создаётся по классической витражной технике, с той лишь разницей, что края некоторых (или всех) витражных элементов подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в созданных гранях, что увеличивает красоту витражной композиции.

Фацетный витраж

Фьюзинговый витраж — создаётся путём сплавления разноцветных стёкол в высокотемпературных печах. При этом цветные элементы витража тщательно вырезаются и шлифуются, после чего помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Далее — обработка в печи, после чего подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Ещё одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.

Фьюзинговый витраж

Существует другая технология создания фьюзинговых витражей — наклейка элементов витражного рисунка на подложку из закалённого стекла с помощью прозрачных клеев, предварительно подвергнув цветное стекло высокотемпературной обработке. Дело в том, что использовать подложку из закалённого стекла, необходимого при создании полностью стеклянных дверей и застекления оконных проёмов большой площади, для создания фьюзингового витража нельзя — в ходе температурной обработки оно станет хрупким. Наклеивание элементов позволит получить крепкую, высокохудожественную витражную композицию, причём её можно установить даже на потолок — если в силу каких-то причин такой витраж разобьётся, то никого не порежет, т. к. осколков не будет.

Расписной витраж — на стекло силикатными красками наносится рисунок, затем стекло подвергают температурной обработке в печи. Рисованная композиция выполняется кистью или аэрографом.

Расписной витраж

Зеркальный витраж — выполняется витражная композиция по одной из приведённых технологий, затем на её тыльную сторону наносится тонким слоем нитрид титана. При этом степень отражения можно повысить, понизить или получить односторонне прозрачное зеркало.

Зеркальный витраж

Гравированный витраж — рисунок создаётся только вручную, с использованием гравировального оборудования или ручным инструментом. Цветное стекло — основа для таких витражей — создаётся при смешивании стёкол разного цвета, которые нагреваются до жидкого состояния, затем несколько жидких стёкол разных цветов выливаются на стол и раскатываются. Полученное этим способом стекло имеет уникальный цвет и рисунок — получить два листа такого витражного стекла с идентичным рисунком и окрасом невозможно.

Матовый витраж — методика, особенно популярная сегодня. Для получения матового витража применяется пескоструйная технология: подаваемая под высоким давлением струя песка царапает поверхность прозрачного стекла, выбивая микрочастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для создания рисунка по этой технологии понадобиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, всё остальное становится матовым.

Матовый витраж

Особый интерес вызывает техника создания витражей по методу глубокой выработки — получение объёмных рисунков на стекле. Для этого используется пескоструйная машина и более сложный, многослойный трафарет. Технология создания следующая: все слои трафарета укладываются на листовое стекло и подвергаются пескоструйной обработке (снимается слой стекла около 1 мм), затем один трафаретный слой снимается и проводится новая обработка струёй песка (снимается слой в 1,5 мм) и т. д., до получения требуемой композиции. Создавать витражи таким способом можно только на стекле толщиной от 6 мм, причём сам процесс достаточно кропотлив и трудоёмок.

Витраж-имитация — внешне похож на классический, хотя создаётся более простым способом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены фрагменты классического витража, здесь заменены современными материалами, внешне похожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается с помощью особого прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, изготовленный по данной технологии, легче и прочнее классического. Зачастую такой витраж зажимается между двумя листами прозрачного стекла.

Витраж-имитация

Плёночный витраж — наиболее дешёвый способ создания витражной композиции. На рынке в большом ассортименте представлена плёнка разных цветов, из неё вручную или с помощью плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Полученный таким образом витраж будет недолговечен, но его легко заменить.

Плёночный витраж

Рисунки для витражей

Важным моментом в подборе темы эскиза для витражной композиции будет назначение помещения. Если предполагается некая абстракция, то её лучше исполнить в единой цветовой гамме с помещением. Следует придавать значение смыслу, заключённому в витражной композиции — так она будет лучше смотреться в общем дизайне.

Важно учитывать, что витражные рисунки не должны оставлять чрезмерно много пустого места на стекле, равно как и слишком перегружать его. В первом случае можно составить витраж из небольшого центрального рисунка (узора), дополнив картину декоративными элементами по углам стекла, покрыв остальное свободное пространство лаком.

Витражная роспись

Учтите, что исправить пустоты в готовой витражной композиции много проще, чем скорректировать чрезмерно заполненный рисунок витража после его завершения (такое желание часто возникает при большом количестве мелких элементов).

Тщательно продумайте эскизный рисунок витража, поэкспериментируйте с размерами отдельных элементов композиции. Лучше всего вносить новые детали рисунка постепенно. Не менее важна цветовая палитра витражного рисунка — испробуйте несколько вариантов цветовых решений.

Стили витражей

Утонченный флористический витраж

Утонченный флористический витраж

Стили витражей

На внешний вид будущей картины из стекла влияет не только метод, которым она будет изготовлена, но также стиль, который подбирается в соответствии с остальными элементами интерьера для достижения гармоничной обстановки помещений.

Стилей витражных композиций существует достаточно много, а подвидов стилей — еще больше, потому иногда достаточно трудно отнести рисунок к какому-то конкретному стилю. Прежде всего стоит опираться на отличительные особенности изображения, подбор цветов и основные характеристики.

Античный витраж

Античные мотивы

Античные мотивы

Античный витраж

Этот стиль во много дал начало другим, более поздним. В его основе лежит древнегреческая культура.

Такие витражи могут быть исполнены любой техникой, но обязательно состоят из огромного количества фрагментов. К особенностям античности в витражах относится присутствие на картинах амфор, колонн, нимф и треугольных фронтонов зданий.

Готика

Сложные готические витражи

Сложные готические витражи

Готика

Берет начало из Западной Европы времен Средневековья. Изначально использовались только религиозные сцены, затем включили фигуры животных, охотничьи сцены.

Стиль характерен глубокими оттенками: черный, фиолетовый, синий, темно-зеленый.

Древнеегипетский витраж

Яркие цвета и узнаваемые изображения

Яркие цвета и узнаваемые изображения

Древнеегипетский витраж

В Европе этот стиль витражей стал популярен благодаря Наполеону, который привез его из Египта после своего путешествия туда.

Отличительной характеристикой является использование золотистых, песчаных, охристых оттенков в сочетании с коричневыми, зеленым и кобальтом. Используются иероглифы, египетские орнаменты.

Индийский витраж

Индийский стиль

Индийский стиль

Индийский витраж

Изначально такие картины использовались для украшения богатых домов Индии.

Характеризуется яркими красками, поднимающими настроение: светло-голубой, яркий красный и желтый. Часто наблюдается присутствие позолоты. Изображаются индийские божества, орнаменты, особенно популярен пейсли, он же “огурец”.

Модерн

Нежный витраж

Нежный витраж

Модерн

Стиль стал популярен после выставки в Париже 1990 года, с тех пор он прочно закрепил свои позиции в искусстве.

Главный принцип в таких картинах — “форма важнее содержания”. Витражи отличаются изысканными линиями, нежными тонами, зачастую в них присутствуют растения или букеты.

Арт-деко

Простота и симметрия

Простота и симметрия

Арт-деко

Базируется на простых, незамысловатых формах.

Витражи этого стиля характерны симметричными фигурами, четкими линиями и повторениями рисунков.

Абстрактные витражи

Необычность абстракции

Необычность абстракции

Абстрактные витражи

Абстракционизм характерен сочетанием правильных и неправильных форм, яркостью красок, а также экспрессией, которая передается всему интерьеру.

Разновидности витражей

Чтобы оценить по достоинству витражное великолепие, стоит познакомиться с его историей.

Витраж является видом декоративно-прикладного искусства. Задумывался он как элемент, заполняющий оконные проемы. Дизайн рассчитан для сквозного освещения, то есть бессмысленно глухую нишу заполнять стеклянным декором. Зародилось искусство в Европе и украшали ими в основном соборы и храмы. Иметь такое богатство могла себе позволить не только церковь, но и титулованные особы, декорируя окна своих замков.

витражи в квартире
Разнообразные виды витражей отличаются сложностью и ценой работы, применяемыми материалами, но все они позволяют создать уникальный интерьер.

Первоначально стеклянную мозаику собирали из кусочков цветных стекол, скрепляя их между собой свинцовыми перемычками. Затем появилась техника выскабливания специально окрашенного цветной краской стекла.

Стили витражей

Если классифицировать витражи не по технике изготовления, а по стилю, то и здесь существует некоторые правила. Задавшись целью украсить свое жилище витражом, необходимо определить, к какому стилю он относится.

витражи в спальне
Витражи будут уместны в любой комнате – их можно разместить как в спальне либо гостиной, так и в ванной либо прихожей.

Разделяют цветные композиции по направлению в искусстве или отношению к определенному времени.

  • Так, роспись, выполненная в стиле барокко, ренессанса, готики или античного стиля будет уместна в загородном многоэтажном доме. Особенно к месту будет готический стиль в комнате с камином и шкурами животных. Мрачноватые пурпурные, зеленые и бордовые тона погрузят в эпоху средневековья.
  • Восточные, индийские мотивы, арабская вязь хорошо смотрятся в просторном помещении.
  • Для квартиры больше подойдут панно в стиле хай-тек, модерн, классика, арт-деко. Спокойные тона, незатейливый рисунок не утомляют, создавая атмосферу уюта.
  • Детскую комнату украсят декорации с пейзажами, мультяшными героями.
  • Романтичные натуры преобразят жилье композициями с изображением цветов, пейзажей, природы.

витраж тиффани природа
Цветочные, пейзажные сюжеты, морские просторы – темы для оформления домов в современных стилях.

Техника исполнения

Современный витраж насчитывает около двух десятков видов. Для того, чтобы изготовить витражи своими руками, необходимо разобраться, какие из них подойдут для домашней работы. Все зависит от сложности материалов и техники изготовления.

  • Классический (или мозаичный) витраж дошел из глубины веков, практически не изменившись. Его также называют наборным, так как в процессе создания кусочки цветного стекла “набирают”, то есть соединяют, между собой оловянными, свинцовыми либо латунными пластинами.

классические витражи
Так делались витражи в средневековые времена, и до сих пор такая технология используется.

  • Рисунок на стекле при изготовлении травленого витража достигается таким образом. На стекло наносят узор плавиковой кислотой, которая, вступая в реакцию, “протравливает” в поверхности бороздки, составляющие рисунок.
  • Фьюзинг — еще один вид цветной мозаики. В его основе лежит спекание кусочков стекла, собранных воедино, при очень высокой температуре. Второе название — спечной витраж. В этой технике рисунок можно создать, запекая в стекло инородные элементы (проволока, камни).

витраж фьюзинг
Для его создания цветные фрагменты стекла запекают, кроме того, в них могут быть включены мелкие инородные частицы – например, кусочки проволоки.

  • Еще один вариант — комбинированное панно. В этой технике автора не сковывают стандарты, он может комбинировать различные типы витражей, добиваясь трехмерного эффекта и выразительности своего творения.
  • При создании пескоструйного витража на стекло или зеркало накладывается трафарет, а затем с помощью пескоструйного аппарата под сильным давлением подается струя воздуха и мелкозернистого песка. Мелкие частички деформируют поверхность, оставляя матовый след.

пескоструйный витраж
Он создается путем пескоструйной обработки стекол и чаще применяется для фасадов шкафов-купе, межкомнатных дверей, перегородок.

  • Создание литого витража предполагает отливку или выдувание каждого элемента. Стеклянные модули, собираемые воедино, неповторимы, у каждого может быть своя форма, толщина и размер. Лучи, проходя через них, по-разному преломляются. Соединяется композиция при помощи цементного состава и арматуры.
  • Расписной витраж — едва ли не самая популярная техника. Для росписи не нужны особые приспособления и дорогостоящая аппаратура. Достаточно куска стекла, на котором будет твориться шедевр, краски и кисточки. Для того, чтобы панно дольше служило, поверхность готового изделия запекают. Но в домашних условиях обходятся без обжига.

расписной витраж
Псевдовитраж, не составленный из отдельных фрагментов, а раскрашенный специальными красками внутри объемного контура.

Существуют также упрощенные варианты создания витражей. Пленочный витраж говорит сам за себя: на поверхность стекла наклеивается разноцветная пленка. При создании накладного варианта цветные кусочки наклеиваются на основу. А если у создателя проснулся талант художника, можно смастерить контурный заливной шедевр. Его изюминка состоит в имитации свинцовых пластин. Рельефный свинцовый контур достигается специальным полимерным составом. Затем окошки межконтурного пространства заливаются краской или цветными лаками.

Классические витражи

Это самая первая витражная техника, известная еще со времен Средневековья. Такие витражи собираются из кусочков стекла, удерживаемых при помощи металлических перегородок. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая специального оборудования и умения, к тому же подобные витражи дорогостоящие. А еще они получаются достаточно тяжелыми, поэтому нельзя устанавливать подобный витраж на какую-то хрупкую конструкцию. Однако, как говориться «охота пуще неволи», и такие мелочи не могут встать на пути к созиданию прекрасного.

Настоящие витражи изготавливаются из кусочков цветного стекла. Они как самые красивые, так и самые сложные в изготовлении. В настоящее время самая популярная технология изготовления из цветного стекла – это технология «тиффани».

Витражи, изготовленные своими руками, по технологии тиффани превзойдут все самые смелые ожидания. Подробное описание.

Сейчас можно купить в специализированных магазинах готовые стекла для витража. Выбор дело увлекательное, так как разнообразие цвета и фактур может разбудить воображение даже самого консервативного человека.

vitrazhnoe-steklo

Однако, стоимость таких стекол очень высокая, а для изготовления 1кв.м витражной поверхности требуется, как правило, 1,5 – 2 кв.м. стекла. Для изготовления ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3-4 мм, а толщина у разных видов стекол  может колебаться  в пределах одного листа стекла, поэтому рассчитать нужное количество стекла на изделие трудно. Наверняка останутся невостребованные кусочки дорогостоящего материала.

Как легко и просто делают классический витраж Светлана Романова и Марат Ка можно посмотреть на этом видео.

Совет от бывалого витражиста:

«- Вам пока не нужно покупать шлифовальную машинку для стекла, — сказал продавец в магазине, — на первых порах просто возьмите оселок и обточите осткрые края. Потом, когда приобретете навыки, купите машинку.

Совет казался разумным, а довольно высокая цена машинки так и подталкивала отложить ее покупку на потом. И мы этому совету последовали.

Так вот господа, если вам когда-нибудь кто-нибудь будет советовать подобное, посылайте советчика куда подальше. Самое первое, что должен купить начинающий витражист — это шлифовальная машинка для обточки стекла.

Без нее работа превратится в мучение. Особенно на первых порах, когда вы еще не научились резать стекло точно по контурам и вам придется снимать очень много лишнего, чтобы придать кривым линиям деталей точную форму.»

Видео от Елены Миллер, дизайнера авторских изделий из стекла, она расскажет о видах витражного стекла, а вот такую машинку, как у нее, или подобную, необходимо будет приобрести.

К витражам этого вида относится и технология Тиффани, которая предполагает собирание кусочков стекла на медную ленту.

Изготовление витража Тиффани своими руками

Необходимые инструменты и оборудование:

  • Стеклорез роликовый. Головка вращающаяся, ролик с автоматическим смачиванием.
  • Кусачки, как минимум двух типов, для отламывания небольших и длинных деталей.
  • Машинка для обработки кромки стекла. Мы остановили свой выбор на Kristall 2000.
  • Световой стол. Высота 80 см. Столешница – стекло, лампы под столешницей по всей площади. Для небольших изделий необязательно.
  • Паяльник
  • Черный фломастер с тонким стержнем
  • Защитные очки
  • Умелые руки

Необходимые для работы материалы:

  • Стекло, подобранное в соответствие с эскизом. Обычно на 1 м2 витража, с деталями, имеющими криволинейную форму уходит не менее 2-х м2 стекла.
  • Специальная медная или латунная фольга.
  • Олово ПОС-61.
  • Паяльная кислота.
  • Патина. В зависимости от желаемого цвета швов – черная или медная. Для получения медного шва можно использовать водный раствор медного купороса.

Нарезка фрагментов из художественного стекла

При вырезании детали, если она имеет криволинейные формы исходные куски стекла выбирают таким образом, если Вы не профессионал, чтоб они заступали за контур детали не менее 4-х мм с каждой стороны.

Проведя по стеклу роликом стеклореза, Вы делаете царапину, по которой предполагается разлом стекла. Нажим при резке не должен быть слишком сильным. Если линия, по которой предполагается разрезать стекло имеет один или несколько изгибов следует слегка постучать под царапиной, оставленной стеклорезом.

Это важно! Начинать стучать следует с середин изгибов, постепенно продвигаясь к краям стекла. При этом Вы должны увидеть полученную в результате ударов трещину, если посмотрите на плоскость стекла под небольшим углом.

По возможности деталь, которую необходимо получить следует жестко фиксировать на поверхности стола, при этом вероятность того, что она останется целой будет больше. Внутренний радиус в деталях вырезается в несколько этапов. Чтобы соблюсти размеры и не получить изделие, в итоге не помещающееся в приготовленное для него место, начинать следует с периметра изделия.

Внутренние детали будущего витража следует разбить на фрагменты. Каждый фрагмент также следует начинать с периметра. Детали, расположенные внутри фрагментов вырезаются по месту, после спайки внешних.

Разработка эскиза и чертежа

При разработке эскиза следует помнить, что стекло довольно хрупкий материал, из чего следует – довольно капризен к обработке. Например, с помощью стеклореза невозможно вырезать деталь с внутренним углом. Для таких деталей необходим специальный лобзик, но ввиду его высокой стоимости он здесь не рассматривается.

После того, как эскиз готов следует изготовить чертеж, который некоторые называют «картон». Он представляет собой лист бумаги или пленки с нанесенным контуром рисунка витража в натуральную величину.

Если Вы будете работать на световом столе, бумага должна быть достаточно прозрачной, чтоб контур рисунка был хорошо виден сквозь художественное стекло, при включении ламп под столешницей. Если контуры деталей будут переносится на стекло другим способом, прозрачность бумаги не имеет значения.

При самостоятельной сборке обязательно соблюдайте все правила безопасности. Работайте только в защитных очках.

Обработка деталей

Обработка кромки деталиПосле того, как деталь вырезана ее необходимо обработать на машинке Kristall. Обработке подвергается край детали, для того, чтоб острые углы не повредили медную ленту. При данной процедуре можно подкорректировать форму детали.

Перед спайкой торец каждой детали, по всему периметру, следует обмотать медной или латунной лентой.

Готовые, обточенные и обмотанные детали выкладывают в соответствие с рисунком и для начала прихватывают в нескольких местах оловом. Перед спайкой швы протираются паяльной кислотой.

Сборка

После того как последняя деталь подготовлена к спайке и уложена на свое место в общей композиции можно приступать к пропайке витража. Старайтесь равномерно распределять олово по швам, добиваясь гладкого выпуклого шва. Пропаивать необходимо с двух сторон.

Витраж тиффани, изготовленный Вашими руками готов.

Пленочные витражи

Пленочный витраж – это своего рода аппликация. Только вместо цветной бумаги используется пленка. Лидерами по качеству, продающимися у нас, являются пленки английских производителей Decra Led и Rega Led.

Для имитации шва между фрагментами наклеивается самоклеящаяся оловянная лента. Работы, выполненные руками профессионалов, получаются очень красивые, несмотря на то, что пленка уступает по внешнему виду стеклу.

Фьюзинг

chasy_v_tehnike_fjuzing

По-другому эту технику называют спеканием. На бесцветную стеклянную основу раскладываются заранее вырезанные куски разноцветного стекла, помещаются в печь и под воздействием температуры стекла спекаются вместе. Также для создания рисунка могут использоваться и другие предметы, например, цветной песок, которым выкладывают узоры, или проволока. Конечно, контурных изображений этим методом не получить, но абстракции получаются причудливые и красивые. Техника привлекательная, изделия завораживающе красивые, но посмотрите на видео, какое оборудование используется для изготовления таких вещиц.

Заливные витражи своими руками

Хочу напомнить — классический витраж это художественное произведение изобразительного характера, выполненное из кусочков цветного стекла. Заливные витражи — имитация, но при правильном подходе, выглядящая очень достойно.

Основными преимуществами заливных витражей являются относительная простота изготовления и практически любая форма деталей.

Для изготовления заливного витража Вам понабится:

1. Эскиз.

Разрабатывается самостоятельно на непрозрачной бумаге.

2. Контур.

Контур используется для имитации шва между деталями витража. В качестве контура используется специальная контурная краска, обладающая густой консистенцией, или специальная контурная лента. Контурные краски выпускаются различных цветов. Таких как: черный, медь, золото и т.д.

3. Основа.

Заливной витраж может быть выполнен на любой твердой поверхности. Но основной поверхностью является, естественно – стекло. Основой может служить как простой кусок стекла, так и стакан или ваза.

4. Витражные краски и лаки.

При выборе краски важно учитывать, как Вы будете наносить витражную краску. На горизонтально расположенную поверхность можно лить как густые витражные краски, так и лаки для стекла. С поверхности, расположенной под углом к горизонту, жидкие краски и лаки могут растечься.

Обратите внимание!Лаки для стекла используются в случае, когда изделие должно оставаться в большей степени прозрачным. Такие краски как Gallery Glade, производимые компанией Plaid, гораздо гуще, чем лаки, и дают возможность работать даже с вертикальными поверхностями. Густыми красками можно добиваться эффекта рельефности стекла и делать разноцветные разводы.

5. Распределитель краски.

Так как любая жидкость имеет свое поверхностное натяжение, краску часто приходиться принудительно распределять по поверхности заливаемой детали. Распределитель имеет вид карандаша, с наконечником достаточно острым, чтобы иметь возможность загнать краску в самый острый угол заливаемого фрагмента.
источник: http://www.aghouse.ru/vitraji_svoimi_rukami/

Заливные витражи

Заливной витраж представляет собой стекло, на котором густой краской нанесен контур рисунка и шириной и высотой 1-2 мм. Контур образует области, в которые в последствие заливается более жидкая краска.

Хорошо зарекомендовала себя краска для витражей Gallery Glass, которую можно приобрести в тюбиках, объемом 59 мл (2 fl. oz). Освоить эту технологию Вы сможете, самостоятельно, без особого труда.

Литые витражи

primer_litogo_vitrazha

Сложная техника, при которой каждый стеклянный модуль отливается или выдувается вручную, при этом стеклу придается особая фактура, которая усиливает преломление света и придает выразительности витражу. Стекла скрепляют между собой при помощи металлической арматуры и цементного раствора.

Расписной витраж

Primer_raspisnogo_vitrazha

Данная техника подразумевает обязательное применение росписи. И витражем такое изделие можно назвать с большой натяжкой, но тем не менее. Поверхность стекла расписывают либо акриловыми непрозрачными красками и потом, после высыхания покрывают лаком, либо расписывают дорогостоящими силиконовыми прозрачными витражными красками, а затем обжигают стекло в специальной печи. Разумеется дома никому не захочется ничего обжигать.

Пескоструйные витражи

stoleshnitsa_v_tehnike_peskostrynogo_vitrazha

Техника изготовления витражей подобного типа заключается в применении воздушного потока и песка. Существует три подвида витражей данного вида, которые отличаются способами использования воздушной струи и окрашенного песка.

Травление

травление_на_стекле

Витражи делаются при помощи кислоты. На стекло наносится специальная защитная пленка, а также трафарет с контурами рисунка, по которым выплавляется изображение. Подобные витражи получаются рельефными, с объемными рисунками. Стоит отметить, что техника работы с кислотой очень опасна и поэтому применяется редко. Чтобы не отравиться парами кислоты, художники надевают респираторы и специальную одежду. Для дома совершенно не годится.

Что нужно для создания витражей своими руками

Витражные панно — удовольствие не из дешевых. Но если есть желание преобразить свою комнату, то цветную композицию несложно сделать своими руками. Для этого понадобятся материалы, инструменты, усидчивость и аккуратность, ибо небрежно нанесенная краска придаст творению неряшливости.

стеклянные витражи
Витражными стоит делать окна в комнатах, где нет столь высоких требований к освещенности.

В домашних условиях чаще всего применяют технику заливного витража.

Трафарет для витража

Любое произведение искусства начинается с эскиза. Определившись со стилем, нужно выбрать рисунок. Если нет художественного таланта и набросок не нарисовать самому, на помощь всегда придет интернет. Распечатать понравившийся рисунок, увеличив до нужного размера, и можно приступать к основной работе.

Обратите внимание! Роспись стекол, помещаемых на двери или окна проводятся в горизонтальном положении! Поэтому, необходимо прикинуть, снимать ли целое оконное стекло или можно ограничиться украшением из небольшого фрагмента.

трафарет для витража
Подобные изображения используются для создания эксклюзивности интерьера.

Если делается витраж не заливной, а из кусочков, под “Тиффани”, то трафаретов понадобится два. Один лист служит шаблоном, на котором собирается мозаика, из другого вырезаются фрагменты. Эти кусочки затем прикладываются к цветному стеклу и вырезаются элементы мозаики. Фрагменты витража на обоих рисунках необходимо пронумеровать. А еще каждый разрезанный кусочек трафарета желательно приклеить к плотному картону для удобства дальнейшей работы.

витраж тиффани своими руками
Технологией Тиффани пользуются сейчас изготовители витражей во всём мире.

Краски

Для росписи по стеклу радует большой выбор красок: акриловые, силикатные, специальные витражные, масляные, самодельные варианты. На каждом из них остановимся подробно.

Акриловые

Состав этого вида включает в себя водную основу. Материал не токсичен, без запаха и подходит для творческих работ с детьми. После высыхания получается прозрачный витраж. Внимание! Акриловые краски смываются водой, и поэтому готовое изделие нужно обжечь. Можно провести эту процедуру дома, в духовке, следуя инструкции на упаковке. Еще один важный момент: краски после обжига становятся прозрачными. Но если не рисковать с запеканием, то витраж будет матовым.

акриловые краски для витража
Акриловые краски – это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража.

Витражные

Начинающим художникам нет нужды экспериментировать и лучше взять готовые витражные краски. Это самый подходящий вариант для новичка: краски не требуют обжига, быстро сохнут, не имеют запаха, не боятся ярких солнечных лучей и перепада температур. Цвета более яркие, их можно смешивать, получая новые оттенки, а для более прозрачного, нежного цвета смешивают со специальным разбавителем для красок.

Самодельные

Если мастер пожелал выполнить витраж самодельными красками, то и здесь есть несколько вариантов.

Самый простой и безопасный способ — клей ПВА и пищевой красители. Смешивают ингредиенты, добавляя цветной фермент в такой пропорции, чтобы добиться нужного насыщенного оттенка. Примечательно, что данным составом наносят рисунок не только на стекло, но и на пленку, с которой после полного высыхания рисунок снимается и переносится на любую поверхность.

краски для витража
Витражные краски своими руками в домашних условиях изготавливаются намного проще, чем можно было подумать.

Второй безопасный вариант витражных красок, сделанных своими руками в домашних условиях — на основе желатина. Сухая смесь заливается небольшим количеством воды до набухания, добавляется краситель и готовым составом наносится рисунок на стекло.

И третий, самый стойкий, вариант — на основе нитролака. Лак разбавляется растворителем до нужной густоты и добавляется масляная краска. Такой вид краски самый стойкий, хоть и долго сохнет.

Контур

Важную роль в создании композиции из разноцветного стекла играет контур. Он воссоздает образ классического витража, а также определяет четкую границу, за которую не должен переливаться цвет. Особенно важно это для заливных витражей.

контурные краски для витража
Контур будет устойчиво держаться на стекле, внешне будет похож на свинцовые прокладки, соединяющие элементы.

Бордюры делаются несколькими способами: с помощью свинцового скотча, медной проволоки или контурной пасты.

Металлическая лента специально предназначена для изготовления цветных панно. Она идеально имитирует свинцовый переплет средневековых витражей. Скотч наносится на стекло перед заливкой краской, а для пленочных композиций — после наклеивания их на стекло.

Медная проволока легко выгибается и мягко ложится на композицию. Она клеится на стекло при помощи “посудного” клея для стекла и фарфора.

медная проволока для витража
Медная лента для витражей необходима для создания таких прекрасных и эксклюзивных изделий как витражи Тиффани.

Контурную пасту можно приобрести в готовом виде или заколотить самому. Для этого тот же “посудный” клей ПВА смешивают с черной тушью и серебрянкой (или бронзовой пудрой) в пропорциях 50/20/30 гр. В процессе тюбик с пастой встряхивают, чтобы серебрянка не оседала. Такая паста одноразовая и долго не хранится.

Необходимые инструменты

Чтобы сделать заливной или пленочный витраж, не понадобится много инструментов: стол, ножницы, стекло, кисти и краски.

Для витража Тиффани запасаются целым арсеналом. Понадобятся стеклорез, кусачки, чтобы отламывать фрагменты, шлифовальная машинка для обработки кромки стекла, защитные перчатки, очки и паяльник.

инструменты материалы для витражей тиффани
Инструменты и приборы для изготовления витражей и работы со стеклом.

Изготовление витража: пошаговая инструкция

  1. На подготовленный трафарет уложите стекло так, чтобы их края совпадали.
  2. Тщательно обезжирьте стекло спиртом, ацетоном или уксусом. Просушите поверхность сухой тряпкой без ворса.
  3. Перенесите контуры рисунка с трафарета на стекло специальным исчезающим маркером. Если у вас есть опыт в рисовании, линии можно наносить сразу контуром или контурной пастой.Нанесение контура

    Нанесение контура требует аккуратности и точного глазомера

  4. Дайте контуру просохнуть, иначе рисунок смажется.
  5. Теперь осталось только заполнить пустоты рисунка красками. Делается это тонкой кисточкой или прямо из тюбика. Тюбики готовых красок снабжены удобным носиком.Нанесение красок

    Краски на витраж наносятся кисточкой или при помощи насадки на тюбик

  6. Краска наносится от краёв к центру. Не страшно, если во время работы краска попала на контур — подправьте её деревянной палочкой или зубочисткой. После высыхания специальные краски становятся прозрачными и контур проступит сквозь них.
  7. Если рисунок предусматривает цветовые переходы, более светлые или тёмные тона наносятся после базовых. Их можно смешать или растушевать с основными при помощи зубочистки.
  8. Образовавшиеся в процессе работы пузырьки также удаляют при помощи зубочистки.
  9. Дайте готовой картине полностью просохнуть. Некоторые краски требуется дополнительно покрыть нитролаком, обратите на это внимание. Такая информация указывается на упаковке.
  10. Остаётся только вставить витраж в раму.Готовый витраж

    Витраж можно вставить в раму

Чтобы обезопасить себя от порезов, края стекла перед работой можно предварительно оклеить малярным скотчем.

Дополнительные витражные работы

Приводить детальный метод создания плёночного витража считаем здесь ненужным — работа здесь самая простая, нужно подготовить эскиз, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать необходимые фрагменты и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.

Изготовление пленочного витража

В некоторых случаях требуется, чтобы витражные стёкла в дверях были непрозрачными, особенно, если эти двери ведут в ванную или спальню. Чтобы решить этот вопрос, необходимо придать стороне стекла, обратной витражному рисунку, матовое покрытие или наклеить на него тонировочную плёнку. Существует два способа создания матовой поверхности: используя составы на основе жидкого стекла или воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.

Составы, основанные на жидком стекле:

  1. Необходимо немного развести жидкое стекло дистиллированной водой, затем добавить в него небольшое количество зубного порошка и тщательно перемешать.
  2. 10 частей жидкого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, смешав жидкое стекло со значительным количеством серной или соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её нужно выделить, высушить и перетереть в порошок.

Матирование стекла с помощью жидкого стекла

Перед нанесением любого из этих составов стекло нужно тщательно вымыть мыльным раствором и высушить. Для нанесения использовать ровный валик — его обмакивают в состав, прикатывают и аккуратно покрывают раствором всю поверхность стекла. После просушки стекло следует промыть под водой.

Необходимо учитывать, что при работах с растворами, основанными на жидком стекле, нужно наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, созданная этим составом, проявит все дефекты.

Составы, основанные на плавиковой кислоте:

  1. 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вместе, затем заливаются тонким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность нужно промыть раствором соды (5%-ным), после — водой.
  2. 50% плавиковая кислота наносится тонким слоем на предварительно подготовленное стекло. Подготовка следующая — стекло помещается в деревянную рамку, с обратной стороны затянутую двумя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль деревянной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30–40 °С. По истечении срока выдержки промойте обработанную поверхность раствором пищевой соды 5%-ной, после — водой.

Плавиковая кислота

В отличие от составов на жидком стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровную матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.

ВИДЕО: Миниатюрный витраж своими руками.

Видео: мастер-класс изготовления витража заливной техникой

Освоив расписную и заливную техники, можно попробовать себя в английской плёночной или технике фьюжн. Это потребует больших расходов, материалов и навыков, но ведь оно того стоит.

Полезные советы

На фото изображено - Роспись по стеклу для начинающих, рис. Пример росписи

Пример росписи

  • Если предмет, который вы расписываете, контактирует с пищей или питьем, то следите внимательно, чтобы рисунок находился строго на его внешней стороне, а края, соприкасающиеся с губами, были свободны от красочного слоя.
  • При обжиге водных красок нужно соблюдать важное правило: работа ставится в еще холодную духовку и достается из нее только после полного остывания. Время обжига составляет примерно 1 – 1,5 часа, температура около 160 градусов. Точные рекомендации производителя обычно размещены на флаконе с краской.
  • Следите, чтобы все линии контура были полностью замкнуты.
  • Убирать недочеты – пузырьки, избыток краски и т. д., нужно еще до высыхания. Излишки краски снимайте ватной палочкой или подгоняйте поближе к контурам. Пузырьки удобно прокалывать зубочисткой. Если контур смазался – ничего страшного, просто ототрите его от стекла и попробуйте снова.
  • Если краски загустели, то разводить их следует разбавителями этой же марки.
Источники
  • https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/rospis-po-steklu-dlya-nachinayushchikh/
  • https://www.rmnt.ru/story/interior/izgotovlenie-vitrazhey-ili-kak-delat-vitrazhi-svoimi-rukami.260923/
  • https://krrot.net/sozdaem-vitrazhi-svoimi-rukami/
  • https://vestnikao.ru/osobennosti-i-vidy-vitrazhej/
  • https://zdeskrasivo.ru/master-klassy/vitrazh-svoimi-rukami/
  • http://otkroyokno.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8.html
  • https://legkovmeste.ru/stroitelstvo-i-remont/vitrazhi-na-stekle-svoimi-rukami.html
[свернуть]

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector