Топ-5 сверхранних томатов

При нашей довольно короткой и нередко прохладной летней погоде ранние сорта томатов всегда востребованы. Другие же зачастую просто не успевают созреть из-за холодных ночей и фитофторы, что приводит к потере урожая.
Ранние томаты крайне необходимы при нашем климате — остальные сорта могут не успеть созреть. Фото автора
Настало подходящее время, чтобы выбрать сорта для предстоящего сезона, и я собрала свой личный рейтинг «лучшими из лучших» — томаты, которые ранние, стабильные, высокоурожайные, неприхотливые и, конечно же, вкусные. Для выбора я посетила магазин Seedspost — там имеется разнообразный ассортимент и семена от разных производителей, а также, что особенно радует на обновленном сайте, отличная система фильтров, которая значительно упрощает поиск необходимых товаров.
Вот что я удалось выбрать.
1. Томат ‘Ямал 200’

Я выделяю его на первом месте, потому что сама выращивала этот сорт и осталась довольна. Кусты низкие (до 40 см), крепкие и коренастые. Производители утверждают, что подвязка не требуется, но при наливании плодов куст может лечь, так что опора лишней не будет. Однако пасынковать его действительно не нужно, достаточно лишь удалять лишние листья.
‘Ямал 200’ в окружении базилика, фото автора
Плоды созревают рано и равномерно. Однако производители по-разному интерпретируют понятие «рано», указывая от 83 до 95-100 дней от всходов до полной зрелости. Я не считала дни, но до появления фитофторы ‘Ямал 200’ успевает порадовать урожаем, что является его большим плюсом.
Сорт предназначен для открытого грунта. В поликарбонатной теплице, кстати, он показал себя хуже, чем на открытом воздухе. Это минус, поскольку не каждое лето у нас жаркое, и высаживать томаты на грядке — рискованный шаг, даже если они ультраранние. В следующем году собираюсь попробовать посадить ‘Ямал 200’ в деревянной теплице под нетканым материалом.
В магазине Seedspost этот сорт предлагает два производителя. Фото с сайта магазина
2. Томат ‘Монгольский карлик’

На вторую строчку своего списка я поставила сорт, о котором слышала множество положительных отзывов на сайте «7 дач». Например, здесь: Поделитесь опытом выращивания томата Монгольский карлик — в комментариях подробно описано, как и кто его сажает, высказываются разные мнения о нем.
Для тех, кто хочет узнать больше, рекомендую посмотреть видео Юлии Миняевой, посвященное ‘Монгольскому карлику’:
Меня впечатлила урожайность данного сорта и его неприхотливость. Пасынкование и подвязка отнимают много времени, поэтому сорт, не требующий таких процедур, мне определенно нужен. В магазине Seedspost можно приобрести семена томата ‘Монгольский карлик’ от «Уральского дачника».
Семена ‘Монгольского карлика’ также доступны в магазине Seedspost. Фото с сайта магазина
Однако есть нюанс: этот сорт, так же как и ‘Ямал 200’, предназначен для открытого грунта. По словам некоторых садоводов, в теплицах плоды могут трескаться. Следовательно, мне нужны еще ультраскороспелые сорта, которые будут хорошо чувствовать себя и в теплицах.
3. Томат ‘Любаша’ F1

Томат Любаша F1 от фирмы «Партнер». Фото с сайта seedspost.ru, загружено покупателем
Тем не менее, мнения покупателей в магазине Seedspost разделились: одни восторженно оценивают этот гибрид, выделяя его высокую урожайность и неприхотливость, в то время как другие остались недовольны теми или иными характеристиками — хотя, по моему мнению, это вполне нормально, особенно когда речь идет о вкусовых качествах плодов.
- Томат Любаша F1. Опыт выращивания
- Первый сбор помидоров «Любаша F1», открытый грунт
- Любаша, приятно удивившая нас в это непростое лето: начинается сбор урожая!
- Любаша — радость наша 11!
- Любаша в ампеле
- еще больше отзывов о ‘Любаше’ — на этой странице.
В общем, решительно планирую включить этот гибрид в свой ассортимент на следующий сезон. А семена томата ‘Любаша’ F1 от компании «Партнер» можно купить в магазине Seedspost.
4. Томат ‘Большая мамочка’
Четвертая позиция списка принадлежит сорту фирмы «Гавриш», о котором в деталях и обстоятельно рассказывает статья ‘Большая мамочка’ — это признанный фаворит среди томатов. Почему дачники выбирают именно этот сорт? Всего 85-95 дней от всходов до первых крупных спелых плодов!
Отзывы садоводов, которые тестировали томат ‘Большая мамочка’, окончательно убедили меня в необходимости его посадки — мне тоже хотелось бы получить такой урожай:
Это снимок Галины Сагитовой из отчета о тестировании — ее фотографии меня просто поразили! И, вероятно, сыграли ключевую роль в выборе данного сорта.
- Томат Большая мамочка. V этап. Плодоношение
- Томат «Большая мамочка». V этап. Плодоношение
- Томат «Большая мамочка». V этап. Плодоношение. Сбор урожая. Дегустация
- Томат Большая мамочка. V этап. Плодоношение. Второй, третий, четвертый сбор урожая
- Томат Большая мамочка. V этап. Плодоношение. Заключительный сбор урожая
- Томат Большая мамочка. V этап. Плодоношение
Вам также может заинтересовать видеосюжет об этом сорте на канале ЗемляНика:
А затем, не забудьте приобрести семена томата Большая мамочка от компании «Гавриш» в магазине Seedspost, чтобы в следующем сезоне наслаждаться отличным урожаем.
5. Томат ‘Блиц’ F1
- реальной скороспелостью: по заявлению производителя, ‘Блиц’ F1 начинает плодоносить через 80 дней после появления всходов;
- универсальностью: подходит для открытого грунта, пленочных теплиц и контейнерной культуры (на балконе или лоджии);
- дружной отдачей урожая: это важно, так как запоздавшие плоды часто страдают от фитофторы;
- доверие к производителю: для меня это также важный критерий —, к сожалению, не все компании могут похвастаться качеством продукции.
Томат ‘Блиц’ F1 можно успешно выращивать и в домашних условиях. Фото с сайта seedspost.ru, загружено покупателем
Этот гибрид я также как-то пробовала сажать. Не могу сказать, что он произвел на меня незабываемое впечатление, но готова дать ему второй шанс. Вполне нормальный томат, и, возможно, он раскроется лучше, если высадить его не в поликарбонатную теплицу (сталкиваюсь с тем, что не всем растениям там комфортно), а под нетканый укрывной материал. В любом случае, попробовать однозначно стоит. Не исключено, что я даже не буду дожидаться весны и посею несколько семян для выращивания на подоконнике — сделаю себе подарок на день рождения.
Компания «Гавриш» предлагает томат ‘Блиц’ F1 в двух сериях семян. Фото с сайта seedspost.ru
- томат ‘Блиц’ F1 от «Гавриш» в серии «Семена от автора»;
- томат ‘Блиц’ F1 от «Гавриш» в серии «Урожай на окне».
- Самые ранние сорта томатов
- Томат Жиголо: хулиганский и урожайный
- Взрыв – томат для открытого грунта
- Томаты-фрукты Л.А. Мязиной
- Проверенные сорта томатов: практичные крупноплодные
- Сорта черри и смородиновые: 10 лучших выборов садоводов
- Снегирь, Клуша и Монгольский карлик. Кто выйдет победителем в соревновании.
154 комментария 40 спасибо за статью 27 в избранном 214687 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
MarinaGerasimenko РЕДАКТОР
Марина Ярославская обл. 6 декабря 2019, 12:46
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 40562
Добавили статью в избранное
Оля Гусева и еще 26 человек
Добавить в избранное
Комментарии ( 152 )
6 декабря 2019, 13:05
В этом году порадовала Катя F1 (голландские семена с рынка) и Лирика F1 (Партнер). Низкие, коренастые, все увешаны плодами, не трескаются, вкусные. Хотя первая партия созревающих была крупной, а более поздние — мелкими, я хочу на следующий год посадить ими всю грядку. У свекра есть свой сорт супер ранних — Алешенькин, но думаю, у него другое название, созревает очень рано, даже раньше Кати.
Катя и Лирика, конец августа
6 декабря 2019, 19:34
С каких это пор Катя считается голландским гибридом? Это отечественный сорт от оригинатора Семко.
6 декабря 2019, 20:28
Максим, Ирина ведь пишет, что семена голландские, а не гибрид. Я могу упрощать, конечно, но размышляю так: если сорт или гибрид выведен у нас, это не мешает голландцам его выращивать? А какое ваше мнение об этом гибриде? Пробовали его выращивать?
6 декабря 2019, 20:41
Марина, Катю сажал три года в теплице, весьма достойный гибрид. Убежден, что в открытом грунте он проявит себя лучшим образом с точки зрения органолептических характеристик.
Любашу сажал два года, обычный томат. В первый год показал себя хорошо, а потом средне. Без комментариев. Может, из-за кривых рук.
6 декабря 2019, 22:08
Максим, благодарю! Очень полезное мнение.
7 декабря 2019, 03:26
Два года сажала Катю в теплице, производитель семян рекомендует их для теплиц. Этим летом один корень растила на незастекленной лоджии, где он прекрасно себя чувствовал.
7 декабря 2019, 04:25
Максим, у нас на рынке есть место, где из большой пачки семена расфасовывают практически поштучно, поэтому не могу указать производителя. Этот рынок существует уже 10 лет, поэтому у них всегда качественные семена без пересорта, они следят за своей репутацией.
Марина, открою тебе один огромный секрет. В первом конкурсе Партнера я снимал именно Катю от Семко, потому что Любаша мне показалась не впечатляющей! И я именно по вкусовым качествам описывал Катю.
Семко 2112 был действительно самым лучшим в первый год, но вот Царское Искушение Партнера намного вкуснее и легче в уходе!
Все познается в сравнении. Опыт — это критерий истины (Василий).
6 декабря 2019, 22:10
Максим, вот в чем тут вся прелесть — сортов так много, что пока все протестируешь, жизнь пролетит. Хочется уже что-то выбрать…
6 декабря 2019, 22:25
Так кто мешает? Я никого не слушаю в вопросах выбора сортов, лишь немного прислушиваюсь и все. Сам ищу, сам приобретаю и экспериментирую. За шесть лет я подобрал несколько сортов для своей теплицы, и урожай меня радует.
Для хороших заготовок достаточно будет 5-6 сортов из 70 кустов в теплице!
А для еды… нет слов!
8 декабря 2019, 23:07
Для закруток мне хватает и двух-трех сортов)
5 января 2020, 14:13
Поделитесь, пожалуйста, любимыми сортами! Мы же из одного города, мне очень интересно!
5 января 2020, 19:24
Ольга, здравствуйте!
А из какого вы района?
Есть ли у вас теплица?
5 января 2020, 20:25
Теплица есть, в прошлом году только установили… я новичок, а огород у нас в районе с.Капитанщино.
5 января 2020, 20:57
Ольга, рекомендую идти своим путем, но прошу обратить внимание на две вещи.
1. Сорт Розовый мед.
2. Моя публикация о выращивании рассады томатов.
10 января 2020, 17:25
Спасибо.
6 декабря 2019, 20:30
Ирина, спасибо! Фото впечатляет. Мне нравятся такие круглые помидоры. Особенно люблю сорта с низкорослыми, коренастыми кустами. Нужно обратить внимание на Катю и Лирику, спасибо за совет!
2 февраля 2020, 18:57
Сорт Большая мамочка абсолютно не соответствует описанию: во-первых, он вовсе не ранний, плоды начали завязываться последними из ранних и даже средних, во-вторых, мякоть оказалась слишком плотной, как у магазинных помидоров. В-третьих, вкус оказался посредственным. Но они действительно красивые, крупные и урожайные, долго хранятся, пока не дозреют. (Я выращиваю огород на органических удобрениях, чтобы не подумали, что плохой вкус из-за минералов). На вкус были у меня сорта Ранняя пташка, Демидов, Непасынкующийся 12 — они действительно вкусные и урожайные!
6 декабря 2019, 20:58
Катя мне не понравилась (я всегда даю сорту проявить себя, а потом решаю, стоит ли продолжать), в этом году я от нее отказалась (мою пачку смогу найти, но кажется, она была от Семко). Для меня — это неудачная форма (как по вкусу, так и по урожайности) — обычно я сажаю 20-30 сортов и гибридов по нескольку растений. На Монгольский карлик, как и на Любашу, пока что не «попалась,» слишком агрессивная реклама. У меня на нее обратный эффект — желание не покупать.
На остальные томаты, указанные в обзоре, я обязательно присмотрюсь и изучу. Спасибо, Марина!
6 декабря 2019, 21:16
А мне она понравилась, три года ее выращивала!
Татьяна, расскажите, как вы подкармливаете томаты, очень интересно узнать? Если любите сладкие, то здесь важны калий, магний и бор.
6 декабря 2019, 22:07
Таня, какие томаты в вашем списке фаворитов? Мне нужны неприхотливые ранние детерминантные сорта, желательно для теплицы — у меня, кажется, уже приличный список грунтовых сортов.
7 декабря 2019, 09:20
Марина, мне очень нравится «Вельможа,» это среднеспелый сорт, который начинает плодоносить одним из первых.
«Пудовик» — это совершенно беспроблемный сорт.
Вельможа одновременно закладывает несколько кистей.
7 декабря 2019, 09:44
Марина, к сожалению, не могу подсказать. Я в основном выращиваю индетерминантные сорта. Могу написать обратное, что мне не понравилось и что я больше не буду выращивать: это Катя, Взрыв, Санька, Ваше благородие, Олеся и Непасынкующийся (это то, что вспомнила). В этом сезоне я купила 5-6 «новинок» среди детерминантных томатов, буду испытывать.
3 февраля 2020, 09:58
Танюш, скажите, Санька чей получится?
10 февраля 2020, 19:25
Посмотрела в тетрадке — «Плазмас» (Плазменные семена).
8 декабря 2019, 15:18
Марина, если не против, могу предложить несколько сортов томатов, которые нам понравились. Это «Столыпин» от Аэлиты, хотя он предназначен для открытого грунта и под укрытия, но у нас остались несколько растений, и мы их использовали в теплице… Они дали больше урожая, чем те, что росли под укрытием, и сами помидоры были крупнее, чем в огороде. Плоды овальные, среднего размера около 100 г, вкус ярко томатный с небольшой сладостью; я предпочитал их слегка охладить и есть целиком.
Затем нам очень понравился «Мишка на севере F1», тоже от Аэлиты. Он ранний, высотой не более метра, и в теплице прекрасно созревает, а вкус, на наш взгляд, гораздо насыщеннее, чем у той продукции, что росла под укрытиями. Особенно хорош в салатах или в фаршированном виде.
Для закруток нам очень нравится сорт «Кокетка» от той же Аэлиты, хотя он не ранний, а среднеранний. Но вам-то он подойдет, так как у вас теплица, это тоже неприхотливый сорт, рост примерно такой же, как у «Мишки», а плоды в кистях просто шикарные, ровные и их много, выглядят богато и ярко))) На вкус — это настоящие бабушкины помидоры))) С ароматом и сочно-сладкие; если немного не доспели, то появляется легкая кислинка, что прекрасно знаю, когда в спешке рвешь с грядок, а в теплице они спокойно вызревают и будут сладкими.
Напоследок, не могу не упомянуть «Амурский тигр» от Аэлиты) Это тоже среднеранний сорт, и кусты у нас в среднем 1.6 — 1.7 метра. Плоды имеют интересную окраску — красно-оранжевые с мраморными полосами, они небольшие, но в гроздьях выглядят просто потрясающе))))))) Они съедаются целиком, а в консервировании хорошо смотрятся в компании с «Кокеткой» и «Янтарной россыпью» от Поиска.
Вот такие наши любимцы)… Извините за большой комментарий.
11 января 2020, 16:34
Интересно… Как «Амурского тигра» от Аэлиты можно съесть целиком? Они ведь крупноваты для этого. Я согласна, что это отличные помидоры — влюбилась в него!
В интернет-магазине SeedsPost видела «Амурского тигра,» который больше ореха, но это, скорее, Тигренок.
Фото с тестирования 2018 года. Семена присланы Аэлитой.
6 декабря 2019, 13:16
«Монгольский карлик» тоже прикупила на следующий сезон. В магазинах нашла только семена от Партнера. Цена высокая… как и на остальные сорта от них. Даже продавцы уже жалуются на такие подъемы цен… В качестве альтернативы «Любаше» давно советую «Ласковый Миша» от Аэлиты. Это ничуть не хуже, да и семена стоят намного дешевле.
6 декабря 2019, 17:02
Согласна, «Ласковый Миша» действительно вкусный, но с урожайностью не скажу — когда его тестировала, у меня была плохая грядка, и все помидоры в тот год не отличались качеством. В этом сезоне «Миша» закончился, к сожалению, я заметила это только при посеве: взглянула в пакетик — там пусто. Нужно прикупить, спасибо, Татьяна, что напомнили.
6 декабря 2019, 18:37
Ирина, урожайность у них была примерно одинаковой. Поэтому и говорю — зачем переплачивать? Высокая цена у Партнера явно неоправданна. Мне кажется, они теряют покупателей из-за этого. Похожие гибриды можно найти у других компаний, а цена ниже…
6 декабря 2019, 19:40
Татьяна, не могу согласиться. У Партнера очень высокая устойчивость к заболеваниям. Именно поэтому их цена выше. Если выращивать в теплице, где основной проблемой томатов является фитофтора, об этом можно не беспокоиться, обычные сорта, как Розовый мед, Чухлома, Хохлома, Космонавт Волков, Хурма и другие, прекрасно растут и стоят всего 8-10 рублей за упаковку семян.
6 декабря 2019, 20:03
Максим, я, конечно, не являюсь экспертом в томатоведении, как вы, но многие современные гибриды имеют хорошую устойчивость к заболеваниям. Я не сравнивала сорта. Продавцы говорят, что они скупили множество голландских семян, и сейчас маленькие продавцы не могут предложить те голландские семена в пакетах поштучно, а Партнер просто расфасовал их под свои дизайны и продает за большую цену… Это не я придумала, а меня проинформировали…
6 декабря 2019, 20:18
Татьяна, большое спасибо за похвалу, очень приятно!
Честно скажу, я не доверяю продавцам, только упаковке. Например, у Партнера на упаковке в последнее время указано: ООО Агрофирма Партнер и Институт физиологии растений им. К.А. Тимирязева. Я полагаю, что эти гибриды действительно разрабатываются в Тимирязевке. Хотя, возможно, и нет.
Я к Партнеру равнодушна, но к Семко отношусь с симпатией.
Впрочем, их гибриды томатов создаются и тестируются в Израиле и других странах!
8 декабря 2019, 23:14
Партнер предлагает импортные семена, но под своим оригинальным названием.
2 февраля 2020, 19:19
А я давно перешла на сорта, так как всегда могу собрать семена с понравившегося сорта, без риска пересортицы. Каждый год отбираю лучшие и расширяю свою коллекцию. У меня уже около 15 испытанных и проверенных сортов. По поводу гибридов, действительно пишут, что в первый год они могут порадовать, а в следующий раз уже не то. Да и реклама часто оказывается не совсем честной. Попробуйте поработать с сортами, будете довольны! Во-первых, экономите на семенах, во-вторых, всегда узнаете ожидаемый результат.
3 февраля 2020, 19:29
Да, конечно! Пробовал! Вкусные и сладкие, но не очень стойкие к заболеваниям.
В теплице я обычно высаживаю около 10-ти сортов — как проверенных, так и тех, что еще в тестировании.
6 декабря 2019, 20:37
Максим, много зависит от климата. У нас, например, теплица не защищает от фитофторы — может лишь отсрочить проблему. В начале, когда у меня появилась теплица, я обрадовалась — думала, теперь-то с помидорами проблем не будет! Но, увы… Учесть плюсы теплицы, конечно, можно. Но не все сорта в ней ведут себя наилучшим образом, и не все проблемы она решает.
6 декабря 2019, 20:56
Марина, вы закрываете теплицу на ночь, даже в самый знойный день?
6 декабря 2019, 21:58
Максим, жаркие дни я не закрываю теплицу, поскольку там стоит невыносимая жара до самого вечера.
Мне сложно адаптироваться к поликарбонатной теплице, она, на мой взгляд, создаёт очень суровые условия. Поэтому перцы я решила высадить под нетканым материалом в деревянную теплицу. И теперь всё налажено. С поликарбонатной теплицей я мучилась, а раньше с этой культурой не было никаких проблем.
6 декабря 2019, 22:18
Марина, да, у теплицы есть свои трудности. Я давно заметил, что её легче нагреть, чем охладить. Тем не менее, урожай в теплице значительно больше.
У нас установлена автоматика, и при температуре +21 градус двери и окна закрываются автоматически, независимо от моего желания.
Я много читал отзывы и обсуждения наших пользователей о закрытии теплицы. И больше 90% оставляют двери и окна открытыми на ночь. На мой взгляд, это ошибка! Нужно избавляться от этого заблуждения.
Если не закрыть теплицу, ночью становится влажно и холодно, да ещё и ветер дует.
Люди уходит домой вечером и выходят только утром, не догадываясь о температуре и влажности за ночь. А потом удивляются, почему болезни снова атакуют томаты.
Фитофтора может появиться, и на утро она охватит все незакрытые теплицы. И это может быть не только фитофтора, но и разные гнили, кладоспориоз и так далее.
7 декабря 2019, 16:55
Согласна с вами, Максим, что теплицу необходимо закрывать на ночь, иначе её назначение теряется… особенно если за окном сгущаются облака, холодно и сыро, как в этом июле. )
7 декабря 2019, 16:59
Спасибо!
Да, я уже пять лет об этом говорю. В противном случае теплица превращается в обычный зонтик.
8 декабря 2019, 23:36
Как только я закрываю теплицу, на крыше сразу же появляется конденсат. Поэтому всё лето торцы остаются открытыми, и болезни начинают активизироваться в сентябре-октябре. А многие уже собрали свой урожай в конце августа, опасаясь фитофторы.
14 января 2020, 17:26
Марина! Извините за вмешательство! Вы уже упоминали термин — деревянная теплица. Что это такое? Можете рассказать подробнее? Мне очень интересно!
14 января 2020, 17:38
Инна, всё просто: у меня одна теплица из оцинкованного профиля с поликарбонатом, а другую сын собрал пару лет назад — она сделана из деревянных брусков (то ли 40х40, то ли 50х50, сейчас точно не помню, нужно проверить), и строилась в виде «домика». Эта и считается в моём хозяйстве «деревянной» теплицей. Она небольшая — 3х3 м, и довольно высокая. Весной планирую сделать крышу из поликарбоната, так как каждый год её перетягивать очень утомительно. А пока она у меня укрыта нетканым материалом — это именно то, что нужно для перцев. В следующем году планирую попробовать посадить помидоры, предназначенные для открытого грунта, потому что под поликарбонатом им некомфортно. И постепенно настраиваю сына на то, чтобы весной построить ещё одну такую теплицу — мне этот вариант нравится больше, чем поликарбонатная.
К тому же у меня в этой деревянной теплице растёт виноград. Прошлым летом мы уже попробовали его первые ягоды. Что будет после этой безумной зимы, не знаю…
14 января 2020, 18:07
Марина! Большое спасибо за ваш ответ и советы! Я правильно поняла, что все четыре стенки — деревянные?
14 января 2020, 19:09
Да, Инна, теплица полностью построена из брусков, и крыша сделана из того же материала. В качестве основы используется доска, поставленная на ребро (40 мм), которая также служит бортиками для грядок. Покрытие — нетканый материал.
6 декабря 2019, 21:34
Хотя летом было много дождей, фитофторы в теплице не наблюдалось. Земля покрыта соломой, и я закрываю её на ночь. Мне очень нравится сорт Санька, который поспел на неделю раньше, чем Катя.
7 декабря 2019, 04:30
А мне Санька не приглянулся. Хотя его хвалят как ранний и вкусный томат. Как в комментариях говорили — обычный томат. Наверное, многое зависит от подкормок и условий роста. И у меня Санька трескался и сильно уступал в урожайности Кате.
7 декабря 2019, 08:22
Ирина, я тоже несколько лет назад пробовал выращивать ранний сорт томата Санька. Он меня разочаровал низкой урожайностью. Срочно начал садить сорт Ляна и пока не отказываюсь от сортов Москвич и Ямал. А сорт Монгольский карлик очень впечатляет. Не требует пасынкования и не нужно привязывать к колышкам, так как он низкорослый, а плоды появляются раннее и продолжают плодоносить до заморозков, при этом довольно устойчив к фитофторе.
Томат Монгольский карлик
7 декабря 2019, 08:41
Вот, я не ошиблась, благодаря вам я узнала о Монгольском карлике. Спасибо за то, что показали его «в живую». Очень интересные «ползунчики».
7 декабря 2019, 17:03
Франс Хасанович! В следующем году собираюсь посадить помидоры и в открытый грунт, но у меня осталась небольшая часть земли рядом с картофельной грядкой. Как вы считаете, стоит ли сажать там?
7 декабря 2019, 18:28
Максим, я думаю, стоит пробовать сажать там, где вы сомневаетесь. На мой взгляд, вы достаточно опытный садовод.
7 декабря 2019, 18:31
Спасибо, Франс Хасанович! Так и сделаю!
5 января 2020, 18:51
У меня Монгольский карлик был очень урожайным, весь в помидорах, но недавно листья почернели буквально за два дня и заразили соседние растения… пришлось выкинуть, особенно обидно, что это был самый первый.
5 января 2020, 19:31
Ольга, не нужно было ждать два дня. Как только заметили начало почернения листьев, нужно было обработать 1% раствором бордоской смеси или другим препаратом.
Честно говоря, удивляюсь, у вас был Монгольский карлик или что-то другое. Я собираю плоды Монгольского карлика последние и даже зеленые, только перед первыми заморозками. На него фитофтора нападает поздно. И при этом следов фитофторы не заметно. Забыла упомянуть, что вообще ничего не опрыскиваю.
5 января 2020, 20:30
У меня был Монгольский карлик, именно ваш… Я обрабатывала бордоской смесью и фитофторином, но это не сработало. У вас плоды прямо на земле лежат, а у нас мы их на спонборт ложили, чтобы не касались земли…
5 января 2020, 21:21
Странно… В прошедшем 2019 году раннеспелый штамбовый томат сорта Ляна удивил меня хорошей урожайностью и плодами средних размеров (100-130 грамм). Я также пробовал сорт Вспышка, но его пришлось отсеять из-за хорошей урожайности. В этом году я не планирую снова сажать Вспышку.
14 января 2020, 19:17
Лена, можно узнать, семена томата Санька какой фирмы? Подойдёт ли у него выращивание в открытом грунте? Естественно, с укрытием. Он сильно высокий? В этом сезоне хочу его протестировать. Вкус томата мне очень понравился.
16 января 2020, 14:30
Таня, томат рос в теплице, я сажала шесть штук, они достигали высоты 70-80 см. Я сажала его два года и пакет выбросила, в этом году семена не покупала.
12 декабря 2019, 14:36
Больше не буду выращивать семена фирмы Партнер — это выброшенные деньги. Любаша вообще не вырос, в отличие от семян Гавриша, а из настоящих семян в моём болотистом грунте получается только Бони мм. Также был литовский сорт Ричай, но его сейчас нет.
11 января 2020, 17:00
Мне от Партнера нравится сорт Эволюция, а также Бабушкин и Гордость застолья проявили себя наилучшим образом.
6 декабря 2019, 19:34
Татьяна, я согласен! Эти сорта были лучшими в нашем теплице в течение двух лет.
6 декабря 2019, 20:32
Татьяна, спасибо! Я выделила Мишу для себя, нужно поискать.
Что касается цен — это да… Они, признаться, останавливают меня.
6 декабря 2019, 20:59
Я купила в прошлом году — пакетик стоил 20 рублей. Мне хватает его на два года. Выращиваю в открытом грунте.
Ласковый Миша
6 декабря 2019, 21:12
У нас почти соседи!
1.10.2017
6 декабря 2019, 22:41
Максим, здорово кушать томаты в октябре! У меня также есть чем полакомиться в теплице в октябре. Но я упомянула, что высаживаю Мишу в открытом грунте… Не поняла, что вы хотите этим сказать…
6 декабря 2019, 23:00
Татьяна, я вовсе не хотел вам ничего доказывать! Мы же обсуждали Партнера и Аэлиту!
А ваша теплица просто великолепна. Такая домиком, на мой взгляд, лучшая из всех.
7 декабря 2019, 17:19
Ваша теплица просто шикарная, сразу радует глаз. Спасибо, Татьяна, теперь у меня есть на что опираться при постройке своей теплицы для томатов.
7 декабря 2019, 19:50
Спасибо! Этот проект был разработан моей матерью. Она долго уговаривала нас. С мужем мы сначала были против постройки теплицы… А сейчас даже не знаю, как бы без неё обошлись…
8 декабря 2019, 14:01
Теперь без неё вообще никак не обойтись… Теперь ставьте в очередь второй проект.
7 декабря 2019, 19:56
Таня, у вас такая прекрасная теплица. Размер, похоже, довольно большой?
7 декабря 2019, 20:15
4 м на 6 м. Но мне уже этого мало…
7 декабря 2019, 19:57
Таня, она стеклянная или из поликарбоната?
7 декабря 2019, 20:09
Мариш, привет! С боков б/у стеклопакеты, а крыша — поликарбонат… Моя мама поэтому и затеяла строительство теплицы, так как по случаю достались старые стеклопакеты.
7 декабря 2019, 03:18
Какие томаты на ваших фотографиях?
7 декабря 2019, 15:37
Ласковый Миша!
7 декабря 2019, 17:14
… извините, Максим, что вмешиваюсь в разговор, но хочу спросить, у вас на верхнем фото на листьях и стеблях потемнения и пятна, это что, фитофтора так наблюдается?
7 декабря 2019, 17:21
Не стоит извиняться!
Это точно не фитофтора!
Скорее всего, это серая гниль и кладоспориоз. Но это конец сезона, октябрь.
Если бы теплица отапливалась и досвечивалась, этих проблем бы не было. Через день все томаты были удалены!
7 декабря 2019, 17:38
… на нашей третьей грядке практически все кусты каким-то образом начали покрываться пятнами, а на первой, второй и четвертой этого не было… Условия же у всех одинаковые.
7 декабря 2019, 17:47
Вероятно, это связано с устойчивостью сортов или толерантностью, или просто солнечных дней было больше!
8 декабря 2019, 14:11
Мы еще не имели опыта с теми «пандемическими» болезнями, которые обсуждаются, и вот теперь столкнулись с неприятной ситуацией, первый шок от которой нужно как-то пережить.
Что касается кустов, то не так много осыпалось листьев — возможно, это тоже повлияло на возникновение кладоспориоза. И да, весь июль у нас был дождливым и пасмурным… Не хотел бы показаться навязчивым, спрашиваю, Максим!
8 декабря 2019, 15:59
Высокая влажность в тепличных условиях и использование непроверенных сортов.
Сильное покрытие листвой также создает избыток влажности.
Конечно! Я всегда готов помочь!
8 декабря 2019, 03:50
Помимо солнечного света и обогрева, что еще могли бы посоветовать против серой гнили и бурой пятнистости? У меня в теплице эта проблема начинается уже в августе.
8 декабря 2019, 16:07
Для профилактики гнили хорошо помогают биопрепараты вроде Фитоспорина и Триходермы. Для лечения можно использовать Фитоспорин-Реаниматор, порошок Триходермы, Алирин и Гамаир в больших дозах. При проведении пасынкования не оставляйте длинные «сучки», достаточно 5 мм. Работайте с чистым инструментом и время от времени дезинфицируйте его Хлоргексидином. Все манипуляции по пасынкованию и обрезке следует делать вовремя, лучше каждую неделю, избегая массовой обрезки.
Для борьбы с кладоспориозом сажайте устойчивые сорта, максимально снижайте влажность в теплице. Биопрепараты используйте только под корень. Не высаживайте слишком близко к поликарбонату. Обязательно закрывайте теплицу на ночь.
8 декабря 2019, 20:45
Большое спасибо! Я воспользуюсь вашими советами. О Фитоспорине-Реаниматоре слышу впервые, обязательно постараюсь его найти, а по поводу Триходермы, Алирина и Гамаира я увеличу их концентрацию. У меня есть вопрос: в инструкциях к Алирина и Гамаира говорится об обязательном 3-кратном опрыскивании листьев, начиная с 7-10 дней после посадки. Опрыскивать или нет? Может, использовать Хом?
8 декабря 2019, 23:50
Пока помидоры зелёные, можно воспользоваться Хомом, а затем перейти на биопрепараты.
9 декабря 2019, 14:19
Спасибо, надеюсь, что пока нет плодов, обработка Хомом допустима.
9 декабря 2019, 22:25
На Хоме указано, что срок ожидания составляет 5 дней, а частота применения — 4 раза через 7-10 дней. Так что, как минимум за десять дней до сбора урожая можно обрабатывать.
10 января 2020, 19:02
Максим, ты хорошо об этом всё объяснил, но все советы, скорее всего, забудутся. В июле-августе снова начнутся споры…
10 января 2020, 19:48
Я снова напишу! Это не составит труда!
Я заказал себе биопрепараты из Беларуси, опробую их на своих томатах, огурцах и перцах, потом расскажу в новом сообщении.
11 января 2020, 07:36
Максим, если не сложно, поделись, какие именно препараты…
11 января 2020, 16:05
Разумеется!
Это Максиммун, Бактоген, Гулливер и Стимул.
Можно заказать на сайте Процветок.ру
Весной будет доставка, так как срок годности составляет 3 месяца.
11 января 2020, 16:23
О, спасибо, Максим!
11 января 2020, 16:30
Александр, не за что!
11 января 2020, 14:20
Фитоспорин-Реаниматор купила, значит, применять только под корень? Буду очень признательна за ответ.
11 января 2020, 16:30
Здравствуйте!
Я не опрыскиваю здоровые растения томатов и огурцов для профилактики, только поливаю их раствором биопрепаратов. Если ночью влажность будет высокой, а опрыскивание происходит вечером, то томаты могут заболеть кладоспориозом или гнилями, а огурцы — пероноспорозом.
Всё остальное и другие культуры в открытом грунте можно обрабатывать без опасений.
Однако иногда огурцы могут поражаться паутинным клещом и заболевать мучнистой росой, в этом случае необходимо лечение опрыскиванием.
Здесь нужно выбирать наименьшее из двух зол.
Фитоспорин-Реаниматор использую только для опрыскивания.
6 декабря 2019, 21:15
Татьяна… а что вы покупали с пекитиком?)) (из поста не понял)
6 декабря 2019, 22:33
Пакет семян Ласкового Миши от Аэлиты)))
6 декабря 2019, 22:00
Значит, точно надо искать Мишу! И цена семян привлекательная, и урожай радует.
7 декабря 2019, 09:14
Наткнулась на семена Монгольского карлика от Русского огорода — цена (по сравнению с другими производителями) просто фантастическая (в самом лучшем смысле этого слова).
7 декабря 2019, 17:07
Марина, и у Партнера появился Монгол Карлик, правда за 100 рублей.
10 января 2020, 11:14
Ну и ну, 100 рублей за пакет Монгольского карлика. Это дорого.
Монгольский карлик
10 января 2020, 17:22
Франс Хасанович, добрый день!
А может, это совсем не Монгольский карлик, а другой сорт.
Возможно, он окажется очень сладким и вкусным даже без каких-либо подкормок.
Или один куст даст ведро помидоров за один сбор, а второй — в сентябре.
А может, его лишь поливать водой, без опрыскиваний медью и другими химикатами.
Если это так, то 100 рублей не жалко совершенно!
10 января 2020, 17:33
Максим, для кого-то пакет семян Монгольского карлика за 100 рублей может и не показаться дорогим, а кто-то посмотрит на пакет, прикинет оставшиеся деньги и, сделав несколько шагов назад, может уйти с сомнением…
10 января 2020, 18:11
Да, такое тоже может быть!
Но это ведь сорт Монгол Карлик.
10 января 2020, 18:13
Франс Хасанович, я сегодня был в магазине семян, выбирал гибриды перца и заметил, что у покупателей в корзинах семена на сумму свыше 1000 рублей.
12 декабря 2019, 23:13
Самый кислый помидор — монгольский карлик, по сравнению с ним Бони ММ просто мед.
10 января 2020, 11:46
903789… Но я бы не сказал, что плоды кислые, мы ежегодно выращиваем 22-24 сорта помидоров, включая Монгольский карлик, и я не заметил, чтобы его вкус отличался от Лбаша, Взрыв, Ямал, Москвич, Дачница и прочих. Хотя, конечно, его не сравнить со вкусовыми качествами сортов: Розовый мед, Розовый гигант, Клюв орла, Русский любительский сладкий и других, т.е. с высокорослыми, крупноплодными мясистыми. Самые сладкие помидоры — у сортов с темной окраской: Бедуин, Черный слон Микадо.
10 января 2020, 18:15
Вот именно!
Я такие сорта и отбирал!
6 декабря 2019, 16:24
Томат Любаша мне очень понравился — куст растет большой, плодов много. Вкус обычный, томатный. Это, конечно, не супер-вкусный сорт, но таких действительно не так уж и много, натомстом у него высокая урожайность.
6 декабря 2019, 19:36
Поэтому сажайте обычные сорта и собирайте их раньше, прежде чем придет фитофтора. А гибриды, такие как Любаша, можно оставлять на дольше в конце сезона. Они более устойчивы по сравнению с сортами.
6 декабря 2019, 21:22
У меня лучше всего получился Челнок, посадил — забыл, а в конце сезона вспомнил, и он прятался в траве — кусты (ростом по колено) уже были собраны, даже при плохой погоде. Плоды были не слишком большие (грамм по 100), но их много и хорошо дозрели. Ну… согласен со всеми ниже перечисленными сортами. Не перестает удивлять реклама МК, кажется, менеджеры перестарались, не найти объективные рецензии. Коротко о плюсах и минусах: неприхотлив, устойчив, быстрый. Но… низкая урожайность и вкусовые качества, к тому же телефон не всегда отвечает. Напомните мне вернуться к этой теме, как у кого будет результат… возможно ли его выращивать на балконе или только в открытом грунте?))
7 декабря 2019, 03:13
В этом году я посадил один корень Кати на незастекленную лоджию в большом цветочном горшке. Убрали в начале октября — собрали 18 томатиков разных размеров, от средних до мелких, некоторые по-прежнему лежат. Подкормок не проводили. Так что рекомендую. Вкусовые качества средние, два года ранее выращивала в теплице. Неприхотливые, урожай средний. Производитель семян классифицирует их как тепличные томаты.
7 декабря 2019, 12:20
Минус у Чеснока — кислый вкус. Он неприхотливый, отлично подходит для консервирования, но мне не понравился в свежем виде.
7 декабря 2019, 13:11
У чеснока вкус не только кислый — он острый и чесночный. Его не надо есть в чистом виде, он добавляется как приправа. Его уникальность заключается в способности спасать от различных болезней, в нем есть уникальные полезные вещества, которые не найдешь больше нигде. (Разве что в метеоритах, привезенных когда-то высшими цивилизациями для спасения человечества))
7 декабря 2019, 14:55
Приношу извинения — имел в виду Челнок! Ошибся в написании!
7 декабря 2019, 18:04
Помните, коллеги, как своевременно вы сказали о Чесноке и Челноке))) Необходимо переформатировать))
7 декабря 2019, 18:08
Вкус томата зависит не только от сорта, но и от степени спелости и приготовления; мы его срывали, когда он еще был зеленым, и дожидались дозревания. Конечно, зеленые – кислые, а перезрелые могут быть приторными. Да, для заготовок и консервирования лучше такие, крупные сладкие плоды могут разбиваться (становиться кашей, кетчупом).
6 декабря 2019, 23:09
Среди ранних сортов уже несколько лет я выращиваю гибрид Анюта (срок 75-80 дней) и популярный, но отличный сорт Жёлтый Деликатес (он очень сладкий). Также пробовала красный Деликатес. Именно он, при минимальных усилиях, плодоносил с первых чисел июня. Катя — тоже неплохой гибрид, а Челнок я сажала, но когда закончились семена, не стала повторять. Вполне заменяемые сорта.
7 декабря 2019, 04:32
Мне кажется, впервые о Монгольском Карлике я услышала от Франса Хасановича, если я не ошибаюсь, он его уже давно выращивает. Поэтому я повелась не на рекламу, а на опыт человека с сайта.
12 декабря 2019, 23:17
Попробуйте, не попробуете — не узнаете. Юлия Меняева имеет хорошие контракты, поэтому рекламирует монгольский карлик и на сайте, и у партнера. Блогеры нужны для продвижения товаров.
7 декабря 2019, 06:23
Мм, какие хорошие томатики, я зафиксировала первые два, посажу, если удастся найти.
А мне вот какой попался, буду искать, он мне очень понравился — среднерослый, просто идеальный.
7 декабря 2019, 09:24
Полина, спасибо))
Я записала, завтра побегу по магазинам, давно хочу найти такой сорт томата, чтобы сажать в теплицу в возрасте 40-45 дней.
8 декабря 2019, 16:19
Наталья, обычно томаты высаживают через 45-55 дней после появления всходов! Мы, к примеру, начинаем посев 8 марта. Молодые растения появляются в среднем 12 марта. Исходя из этой даты, строим дальнейшие планы. Пересаживаем их в теплицу 28-30 апреля, в итоге у нас получается 48 дней.
Из журнала «Новый земледелец» АФ Семко
8 декабря 2019, 22:04
Добрый вечер! Я уже садила этот сорт. Честно говоря, он меня не впечатлил ни по вкусу, ни по урожайности.
7 декабря 2019, 06:50
Я всё еще ищу томаты идеального красного цвета. У меня много лет есть свои семена, такие как большой розовый, бычье сердце, черный принц… Они, безусловно, замечательные и по вкусу, и по урожайности, но, к сожалению, на кобру или для томатного сока цвет получается не слишком привлекательный… Поэтому в этом сезоне хочу попробовать и другие сорта.
8 декабря 2019, 16:25
Рекомендую посеять Розовый мед!
Это очень сладкий и урожайный сорт, особенно если вести его в два ствола. Листья практически не требуют обрезки.
8 декабря 2019, 19:40
У меня есть два сорта розовых, но в этом году мне хочется красных. Вот такие варианты мне понравились, вам не попадались такие сорта?
8 декабря 2019, 20:27
Красивые томаты, от одной лишь картинки слюнки текут. Но я без них обойдусь. Недавно меня решил порадовать коллега, прислав сорта красных томатов, отобранных со всего мира.
8 декабря 2019, 20:54
Вам повезло, а мне еще только предстоит поиск.
9 декабря 2019, 11:57
«Наталья, все же обычно томаты высаживают через 45-55 дней от всходов!»
И с восклицательными знаками, о боже…
В самом деле, без комментариев((
9 декабря 2019, 18:44
Наталья, позвольте мне прокомментировать ваши фотографии.
Читаем описание томата Мазарини: «посев на рассаду в 3 декаде марта». Это означает, что необходимо сеять с 21 по 30 марта. Заглянем в календарь: 27 и 28 марта — это пятница и суббота, в которые я бы мог высаживать томаты, так как работаю.
Исходя из этого, посев будет 27 марта, а всходы должны появиться в течение пяти дней, то есть 1 апреля.
Читаем дальше: «Посадка рассады в середине мая под пленку».
Итак, в апреле 30 дней, а середина мая — это 15 число. Получаем, что к середине мая рассада будет в возрасте 45 дней.
Что касается пленки, в теплицу можно высаживать еще раньше. Я не помню, чтобы вы выращивали томаты в открытом грунте.
Вторая фотография свидетельствует о том же самом. Посев в марте, высадка в теплицу — в апреле или мае. Когда же именно нужно сеять в марте и сажать в апреле?
В аннотации к томату Спас указано, что посев на рассаду требуется осуществлять за 50-60 дней до высадки. С этим согласен. Если томаты всходят в течение пяти дней, то мы получаем те самые 45-55 дней от всходов, как и описано в агрономической литературе.
Есть ли у вас вопросы? Или будем вместе пересчитывать?
По вашему, необходимо держать рассаду томатов в течение 70 дней?
11 декабря 2019, 19:34
Наталья, вы разобрались со сроками для пересадки рассады томатов в теплицу? Вы мне не ответили.
12 декабря 2019, 04:23
Тихо, зачем так шуметь?))
Мне не нужно ничего разбираться, я выращиваю томаты уже 27 лет и надеюсь продолжать!))
Я лишь показала сроки высадки рассады, которые рекомендуют производители семян, и я всегда этому следую,
при этом урожай меня никогда не подводил.
Вы можете сажать, когда хотите, у меня всё организовано четко — всё зависит от сроков вегетации томатов)))
Скороспелые сорта: 60-75 дней
Раннеспелые: 76-90 дней
Среднеспелые: 91-105 дней
Среднепоздние: 106-115 дней
Поздние: 116-130 дней
И сроки нужно считать не после пикировки, а с момента появления всходов,
17 марта посеяла, через 5-6 дней появляются всходы, вот и начинается отсчет.
Последнее редактирование 12 декабря 2019, 04:26
12 декабря 2019, 18:17
Вы представили сроки, которые придерживаетесь. Это значит, что вы держите томат в горшке или ящике в течение указанного на упаковке периода? 60 дней? Наталья, кто-то говорил о пикировке, не помню, чтобы это обсуждалось… Каковы на самом деле сроки вегетации ваших томатов))) Томат — это многолетнее растение. В ваших условиях до первых заморозков! Как это относится к срокам вегетации?
13 декабря 2019, 08:06
Что такое период вегетации?:
Несмотря на схожесть в названии, период вегетации и вегетационный период — это разные вещи.
Второй термин обозначает временной промежуток, в течение которого развивается определённый вид растения или его сорт, и это биологическое понятие, которое определяет время от всходов семян до полной зрелости. Именно это и определяет категорию растительной культуры.
Она может быть поздней, среднеспелой и ранней. Совершенно другое дело — период вегетации. Что он собой представляет и какие у него особенности, будет рассмотрено ниже.
Вегетационный период — это время, в течение которого осуществляется развитие растения.
Период вегетации — это время, когда возможен рост растений, начиная с прорастания семян или распускания почек и заканчивая созреванием семян или при остановке роста vegetative органов.
Каждый вид плодово-ягодных и овощных культур имеет свои сроки вегетации, которые оказывают влияние на сроки цветения и созревания урожая. Например, у картошки, помидор и огурцов это зависит от сорта, который растет.
У раннеспелых огурцов вегетация занимает до 100 дней, а у позднеспелых — до 115 дней. С момента посева до начала цветения может пройти от 25 до 45 дней.
Скороспелые помидоры активно растут до 75 дней, а поздние сорта могут развиваться до 130 дней.
Вегетация картофеля обычно длится около 110-130 дней. На это влияет выбор сорта, который может быть ранним, средним или поздним. Начинается вегетационный период у картофеля с момента появления ростков и заканчивается, когда картофельный куст засыхает.
Период вегетации однолетних растений
Как очевидно из названия, такие растения живут всего один год и, значит, проходят только один вегетационный период. В течение этого времени однолетние растения проходят несколько фаз:
прорастание семян;
формирование небольших побегов;
распускание почек;
появление цветочных бутонов;
цветение;

